Табла и дхолла
Табла и Дхолла практически ничем не отличаются внешне.
Дхолла больше размером и звук у нее, соответственно, другой.
Табла и дхолла задают ритм для оркестра.
Дхолла - это базовый ритм. Он идет без остановки.
Как бы поверх него играет табла. Табла всегда играет соло.
В оркестрах всегда присутствуют два этих инструмента.
Главным инструментом Египта является египетская табла - барабан, очень напоминающий среднеазиатскую дарбуку или думбек. Египетская табла чаще всего керамическая с перламутровой инкрустацией или росписью по керамике. Размеры могут быть разными: 30-40 см высотой и 20-35 см. в диаметре. На более дорогих барабанах натянута кожа рыбы, а на более дешевых - козы. Так же, как и в других перкуссионных инструментах с натуральной мембраной, высота звука при ударе во многом зависит от температуры и влажности окружающей среды. Если воздух сухой, то звук получается высоким и звонким. В древности музыканты подсушивали мембрану у костра, сейчас используются специальные электрические нагреватели для натяжения мембраны.
Помимо натуральных керамических табл, в Египте также очень популярны и металлические дарбуки с пластиковой мембраной. Главное их преимущество – настраивать их нужно только один раз с помощью специальных ключей; высота звука от климатических условий абсолютно не зависит. Оформлены металлические дарбуки могут быть так же, как и их керамические собратья – с дорогой керамической инкрустацией или росписью. Но чаще всего они остаются либо просто металлическими или же обтягиваются материалом, чаще всего черным. Самый популярный размер для таких дарбук - 42 см в высоту и 22 см в диаметре. Обод металлической дарбуки так же скошенный, полукруглый, как и в керамических дарбуках.
Если говорить о происхождении египетской таблы, то практически все сходятся в одном – ее прообразом является персидский зарб (другое название – тонбэк), изготавливаемый из дерева (египетская табла не имеет никакого отношения к индийской табле, что является довольно расхожим заблуждением). Зарб чисто внешне гораздо более угловатый, чем дарбука, поэтому и техника игры на нем абсолютно другая. За счет того, что обод зарба не круглый, а угловатый, возможно выполнение разнообразных щелчков пальцами. Турецкие мастера игры на дарбуке также частично переняли эту технику игры, хотя ее выполнение на дарбуке с круглым краем более сложно. Поэтому главным отличием техники игры на египетской табле от турецкой дарбуки является именно эта техника щелчков пальцами.
Мизмар
Старым вариантом мизмара пользуются, наверное, только с районе саидов, на юге Египта. Его изготовливают из тростника или из бамбука. (Это такой длинный инструмент, похожий на палку, из которой курят гашиш.)
Мазхар
Рамочные барабаны – это самые древние музыкальные инструменты. Они очень просты по строению, но при этом звуки, извлекаемые с помощью рамочных барабанов, сильно воздействуют на человека, на его душу и сознание. Как правило, рамочные барабаны круглые, обод изготавливается из дерева и покрывается кожей животных (хотя в современных вариантах мембрана может делаться из пластика, т.к. кожа слишком чувствительна к переменам влажности). Также иногда к деревянному ободу добавляются металлические кольца и пластины для создания дополнительного звона. Рамочные барабаны бывают самых разных размеров. На больших барабанах обычно играют мужчины, и они используются во время духовных церемоний или на празднованиях. На барабанах среднего размера играют женщины. Рамочные барабаны появились на Ближнем Востоке и в Индии и оттуда перекочевали в средневековую Европу по мере распространения исламской культуры. Сходство названий рамочных барабанов в этих регионах доказывает их единую историю и единое происхождение. Играют на этих барабанах в основном руками.
Доф
Доф – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента. Название этого барабана происходит от старинного названия рамочного барабана Tof. Доф изготавливается из гнутого дерева и обтягивается кожей. Бывает разных размеров и часто продается наборами из четырех инструментов разного диаметра. Среди египтян даже есть суеверие, что разделять эти “семейства” дофов – дурная примета. Основные удары такие же, как и для рэ - dum, tek и разнообразные щелчки (slap'ы).
Рэ
Рэ – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. Его басовая версия Mazhar (мазхар) – также используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода - 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. Но дорогих инструментах кожа рыбья, а на более дешевых - козы (впрочем, опять-таки, как и у египетской таблы). В ободе установлены пять пар медных тарелочек, примерно 5 см в диаметре, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес. Рэ держится в левой руке так, что большой палец упирается в одну из пар медных тарелочек, другая рука выполняет удары либо по мембране, либо по другим тарелочкам. Техника игры совсем не проста, хотя наименования основных ударов такие же, как и у таблы: dum, tek и разнообразные щелчки (slap'ы).
Самыми популярными рамочными барабанами Египта являются рэ (Riq, Req, Riqq, Rik) и доф ( Daf, Deff и Taf).
Анун
Нэй (флейта)
Деревянный духовой инструмент, широко распространенный на Ближнем и Среднем Востоке (Nay, Nai, Nal или Nar) - длинная, чаще всего продольная, флейта. История инструмента началась в эпоху пирамид и насчитывает более пяти тысячелетий. Название происходит от слова ney ("тростник" на фарси - наиболее часто используемый материал для изготовления флейты). Инструмент изготавливается из девятисегментного куска тростника, в котором делают от четырех до восьми отверстий. Существуют флейты с различным строем и из различных материалов - латуни, меди или черного дерева.
Аккордеон
Первые европейские аккордеоны, изготовленные по примеру одного из древнейших китайских музыкальных инструментов, появились в Австрии около 1830 года. Через несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертные ноты арабской музыкальной шкалы. Сегодня аккордеон является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку.
Рабаба
РАБАБА (РЕБАБ) - египетский струнный смычковый инструмент с двумя струнами из конского волоса. При игре инструмент опирается на левое колено, звук извлекается дугообразным смычком.
По струне рабабы водят маленьким смычком, на который натянута баранья кишка.
Ауд
Simsimiyya
Симсимийя-это инструмент, который принадлежит ближе к фольклорной музыке городов Суэцкого канала: Порт-Саид, Исмалейя и Суэц. Этим же словом обозначается целый жанр народной музыки районов Суэцкого канала, у которых симсимийя является главным инструментом.
Сам инструмент представляет собой вид лиры, струнного инструмента, принесенного в округу Канала по берегу из Судана. Согласно Дуайту Рейнолдсу, этномузыканту, который изучает музыку симсимийя, инструмент прибыл в Порт-Саид в 1938, и выглядел несколько иначе, чем в сегодняшние дни. Согласно теории, инструмент распространился от Африки до Йемена благодаря кораблям, и в настоящее время даже является характерным инструментом для Йеменской народной музыки.
Древняя форма симсимийи-танбура (tanboura), происходила из Древнего Египта и играла до наших дней в Верхнем Египте. У нее было 5 струн, и они звучали в пентатонной гамме. Она была меньше, чем симсимийя, и ее струны были сделаны из органического материала. Танбура не использовалась как аккомпанемент для пения, это был скорее инструмент для zar. С течением времени и с развитием традиций инструмент изменялся. Современная симсимийя, которая используется для аккомпанемента пению, обычно имеет от 12 до 14 металлических струн, иногда даже 25, и она звучит более подходяще для арабской музыки.
Согласно некоторым источникам, симсимийя пришла на берега Канала в 1938 и благополучно адаптировалась к музыкальным традициям района. Скоро она стала самым главным инструментом городской традиции Порт-Саида, Исмалейи и Суэца. Музыка симсимийи стала до такой степени подходящей для всех местностей, что мы можем говорить об одном сложившемся жанре. Различия между регионами заключаются, согласно Шабана, в диалектических различиях в текстах песни, также в форме инструмента, которая слегка варьируется от района к району.
Кавала
Арабская флейта, издающая глухой высокий звук.